CLAIRE
 Ролан Барт/Roland Barthes - ФОРУМ
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
ФОРУМ » МОЙ АРХИВ (режим закрытый) » Искусство фотографии » Ролан Барт/Roland Barthes
Ролан Барт/Roland Barthes
fire-flyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 11:58:42 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 287
Статус: Offline
http://www.krugosvet.ru/enc....AN.html

БАРТ, РОЛАН (Barthes, Roland) (1915–1980) – французский структуралист и семиотик. Родился 12 ноября 1915 в Шербуре. Получил классическое гуманитарное образование в Париже. Преподавал в 1948–1950 в Бухаресте, где испытал влияние лингвосемиотических идей А.-Ж.Греймаса. В 1950-е годы выступает как журналист, симпатизирующий «новому роману», «театру абсурда» и сценическим идеям Б.Брехта. В 1953 публикует книгу Нулевая степень письма. Письмо (l'écriture) – термин, связанный именно с Бартом и обозначающий некую идеологическую сетку, находящуюся между индивидом и действительностью и заставляющую его принимать те или иные ценностные ориентации. В сборнике статей середины 1960-х годов Барт уделяет основное внимание сложностям отношения языка и индивида (Essais critiques, 1964).

Последовательно проводя левые «антибуржуазные» идеи, Барт издает в 1957 серию очерков Мифологии, где описываются основные «мифы» мелкобуржуазного сознания и их отражение в средствах массовой информации (Mythologies, 1957).

В конце 1950-х годов Барт увлекается идеями Л.Ельмслева, Р.О.Якобсона, П.Г.Богатырева, К.Леви-Строса и др. и приходит к выводу о необходимости семиотической интерпретации культурно-социальных явлений. Событием в культурной жизни Франции стала книга Барта Система моды (1967), написанная с семиотико-структурных позиций. Идеи Барта о необходимости семиотической интерпретации социокультурных процессов оказали влияние на французский авангард во главе с группой «Tel Quel» (Ю.Кристева, Ф.Солерс и др.). В книге О Расине (1963) Барт резко выступает против распространенных в то время позитивистских установок литературоведения, противопоставляя «произведение-продукт» – «произведению-знаку».

Знакомство с идеями М.М.Бахтина о полифоничности литературного текста, с лингвопсихологическими идеями Ж.Лакана и семиотикой У.Эко приводит Барта в конце 1960-х годов к периоду, называемому «постструктуралистским». Барт выступает против «единственности» прочтения текста и окончательности в интерпретации его смысла. Текст, согласно его концепции, есть род удовольствия, а чтение – нечто вроде прогулки или даже сексуального удовлетворения (при этом он разделяет «текст-наслаждение» и «текст-удовольствие»). Восприятие текста определяется уровнем читателя и его подготовленностью к прочтению и интерпретации основных пяти кодов, сплетенных в ткани текста, – кода Эмпирии, кода Личности, кода Знания, кода Истины и кода Символа. «Прогулка по тексту» осуществляется по мере прочтения основных единиц протяженности текста – лексий, которые могут быть разновеликими.

Классической для этого периода стала книга Барта C/Z (S/Z, 1970), где детально анализируется рассказ О.Бальзака Сарразин. С тех же позиций Барт интерпретирует и возможности восприятия рассказа Эдгара По Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром (1973). Известны также его исследования о маркизе де Саде, Фурье и Игнатии Лойоле (Sade, Fourier, Loyola, 1971). Особенно важными при восприятии текста Барт считает коннотативные знаки и идиолектно-личностные аллюзии. Иначе говоря, по концепции Барта, текст вплетается в общую ткань культуры, и его источники и прочтения могут обнаруживать себя и даже возникать после момента его создания.

Основные идеи и мотивы своего творчества Барт суммировал в книге Ролан Барт о Ролане Барте (Barthes R. R.Barthes, 1975).

К концу 1970-х годов популярность Барта была настолько велика, что в 1977 специально для него в Коллеж де Франс была создана кафедра литературной семиологии.

Умер Барт в Париже 26 марта 1980.

 
fire-flyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 12:03:44 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 287
Статус: Offline
http://art.photo-element.ru/analysis/camera_lucida/camera_lucida.html

Ролан БАРТ. CAMERA LUCIDA

Реферативный перевод знаменитого эссе
о природе фотографии

"Светлая камера" литературного критика -- последняя книга известного французского литературоведа Ролана Барта, одного из виднейших представителей структуралистского направления в гуманитарных науках. Однако, оставаясь профессиональным филологом, Барт никогда не ограничивал сферы своих интересов только одной литературой. Он прошел через увлечение театром, обращался в своих работах к таким темам как мода, одежда, еда, структура города и вот, наконец, фотография. Это разнообразие интересов вполне гармонично сочеталось с преимущественно филологической направленностью творчества Барта, поскольку он, как и другие структуралисты, рассматривал различные сферы культуры как знаково-символические системы, как своего рода "словесность" или "письмо". В таком ключе создавались такие нелитературоведческие работы как "Система моды" или "Империя знаков", посвященная особенностям японской культуры.

http://photoscope.iatp.by/critic7.html#1

 
fire-flyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 12:18:40 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 287
Статус: Offline
http://nova.iatp.by/03/barthes_camera_lucida.pdf

Roland Barthes
La Chambre claire
Note sur la Photographic

Оглавление

I
1 Особенность Фотографии
2 Фото не поддается классификации
3 Эмоция как отправная точка
4 Operator, Spectrum и Spectator
5 Фотографируемый
6 Spectator разброд во вкусах
7 Фотография как приключение
8 Непринужденная феноменология
9 Двойственность
10 Studium и Punctum
11 Studium
12 Информировать
13 Живописать
14 Заставать врасплох
15 Означивать
16 Вызывать ностальгию
17 Унарная Фотография
18 Соприсутствие Studium'a и Punctum'a
19 Punctum: частичный штрих
20 Невольный штрих
21 Satori
22 Запаздывание и молчание
23 Слепое поле
24 Резкая смена ориентиров
II
25 "однажды вечером"
26 История как отделенность
27 Узнавание
28 Фотография в Зимнем Саду
29 Девочка
30 Ариаднина нить
31 Семья, Мать
32 "Это было"
33 Поза
34 Лучи света, цвет
35 Изумление
36 Проверка подлинности
37 Стазис
38 Плоская смерть
39 Время в качестве punctum'a
40 Приватное/публичное
41 Вглядывание
42 Сходство
43 Порода
44 Светлая камера
45 "Выражение лица"
46 Взгляд
47 Безумие, Сострадание
48 Одомашненная Фотография
Комментарии
Послесловие
Михаил Рыклин. Роман с фотографией
Цитируемая литература
I Книги
II Альбомы и журналы
Список авторов фотографий
Список иллюстраций

 
fire-flyДата: Воскресенье, 06.02.2011, 12:33:44 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 287
Статус: Offline
http://ru.wikipedia.org/wiki/Barthes
 
ФОРУМ » МОЙ АРХИВ (режим закрытый) » Искусство фотографии » Ролан Барт/Roland Barthes
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz