CLAIRE
 Дневник
Главная » 2012 » Март » 17 » Образование и межкультурная коммуникация
Образование и межкультурная коммуникация
02:57:49
Образование и межкультурная коммуникация

 

Л.Н. Колесникова,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
как иностранного Орловского государственного университета,
член-корреспондент Международной академии наук
педагогического образования, член Российской риторической
ассоциации, член Союза журналистов России

 

Мы вступили в третье тысячелетие, в XXI век – век культурологии, истинного диалога культур, и от нас зависит эффективность этого диалога. «Какие мы – такое время!» – справедливо говорил Ю. Трифонов. Успех диалога культур зависит от того, насколько он отвечает интересам контактирующих людей и народов, их жизненному и культурно-историческому опыту. Успех диалога культур, успех и формирование межкультурной коммуникации в сфере образования зависит от следующих факторов: культуры общения в семье, культуры взаимоотношений в школе, в вузе, в обществе, культуры общения с окружающей средой. «Общение» и «общество» – слова с одним корнем, т.е. взаимозависимость общения и общества подчеркивается одним грамматическим показателем. От межкультурного общения зависят здоровье и культура общества и отдельного человека. Поэтому основу современной коммуникации должны составлять этикетный, уважительный, толерантный, здоровье-сберегающий, когнитивный (познавательный) и эмоционально-эстетический принципы.

В основе слова «образование» находится понятие «образ». Образ какого человека мы призваны сформировать?

Современная концепция гуманитарного образования требует подготовки не только высококлассного специалиста, но и духовно богатого, творческого человека, интеллигентной культурной личности. Сегодня приоритет в образовании наконец-то отдан ЧЕЛОВЕКУ. «Человек во всем!» – таков принцип гуманизации знаний. Сегодня на смену образа «совка», т.е. «советского человека», образа «технократа» приходит образ человека «человечного». Быть человечным, культурным, интеллигентным очень сложно, однако для дальнейшей полноценной жизни – это крайне важно, ибо процветание России в большой степени зависит от этических (нравственных), интеллектуальных и эстетических качеств людей, живущих в стране и за ее пределами, от личной культуры каждого человека, проявляющейся в общении: «Заговори, и я скажу, кто ты!» (Сократ); «Каков человек – такова и его речь» (Цицерон).

Любому преподавателю надо понимать, что человек, обладая личной культурой, является в то же время «продуктом культуры» и субъектом «диалога культур», это целый «мир»: ученик, в определенном смысле, может быть в чем-то компетентнее учителя (лучше знать компьютер, больше знать, например, о слонах, марках и т.п.). Поэтому, общаясь, мы можем и должны учиться чему-либо друг у друга, взаимообогащаться, совершенствоваться. Следовательно, в основе межкультурной коммуникации должны быть уважение и внимание к собеседнику, умение выслушать и понять его. Культура общения – это общение культур.

Россия уникальна своей многонациональной культурой. В ней живет более 170 этносов, живут и взаимодействуют приезжающие на работу и учебу граждане Запада и Востока.

В данной статье хотелось бы обратить внимание на следующие аспекты: а) как обучать интересно, «без насилия»; б) культурологический аспект в преподавании русского языка, в формировании современной языковой личности; в) особенности преподавания русского языка как иностранного (РКИ). «Вопрос образования – самый острый и большой у человечества», – совершенно справедливо писал Н.Г. Гарин-Михайловский в «Гимназистах».

В.Г. Короленко в «Истории моего современника» дал целую галерею различных учителей, любимых и нелюбимых, обаятельных и «тиранов», отмечая, что «...не могут ужиться «учителя-люди» среди «учителей-зверей» (Короленко В.Г. История моего детства. М., 1948. С. 107).

Еще совсем недавно образная составляющая концепта «школы» была представлена традиционной метафорой «войны», как нечто скучное, ужасное и мучительное. «Они громили меня как Катилину! ... только страхом держит в узде эту армию маленьких негодяев...» (Дорошевич). «Первая парта – фронт в тылу врага. Учитель идет в класс – идет Кутузов бить французов» (РШФ).

Распространено представление об учителях как о нечистой силе: «Первый урок у нас французский, ведьма глаголы задавала...» (Гайдар); «Не пойду в школу, наша училка на Бабу Ягу похожа!» – из речи современного второклассника, и др.

Таким образом, мы видим, что личность учителя играет определяющую роль в учебном процессе. Учитель формирует личность ученика всем своим существом и речевым поведением: характером, нравом, речью, голосом, внешним обликом, улыбкой, взглядом, походкой, осанкой, жестами. Поэтому, для того чтобы учить интересно и без «насилия» над личностью ученика, педагогу надо владеть риторической культурой общения, в которой проявляются сердечный такт, ум, профессионализм, обаяние (притягательная сила) и харизма (влиятельная сила), внутренний духовный свет, находящий отклик в душах его воспитанников, делая радостным и, значит, успешным и счастливым процесс познания. Хотелось бы, чтобы современную составляющую концепта «школы» составляли радость сотворчества, события, любовь к жизни.

Современный педагог призван помочь учащемуся услышать себя, понять себя, «явить» себя. В аудитории необходимо «живое», субъект-субъектное общение, воспитание добрых чувств-мыслей. Риторы-ученики с помощью ритора-педагога могут осознать, что каждый из них – личность, вместившая в себя культуру своего народа и одновременно являющаяся ее частью: «Я в культуре» и «Культура во мне». Все это рождает чувство собственного достоинства, чувство ответственности за все, что «Я» делаю, за все, что совершается в мире.

В образовании востребовано культурное речевое взаимодействие учителя и ученика, преподавателя и студента, т.е. нормативное, отвечающее ценностным ориентациям культуры, в котором современный педагог выполнял бы миссию посредника между культурой и учащимися. Необходимо научить говорить, а значит, думать, мыслить и чувствовать с помощью языка, речи. Без хорошей речи хорошей жизни не построишь. Слово – это тоже дело. Надо научить диалогу, умению общаться в различных ситуациях общения, на разных условиях: в быту, в семье, в официальной обстановке – на работе, на деловой встрече, в школе, в вузе, с иностранными учащимися, друзьями, партнерами. Потребность человека в общении, в диалоге, как глубинном включении во взаимодействие с другими близка таким его потребностям, как потребность в самореализации и самоутверждении.


ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ

http://www.jeducation.ru/1_2005/45.html





Просмотров: 696 | Добавил: fire-fly | Теги: Культура, образование | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 28.03.2024, 16:01:16
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Кулинарные рецепты
  • Светлана Мельникова на сервере Стихи.ру
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz