Образование и межкультурная
коммуникация
Л.Н. Колесникова,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
как иностранного Орловского государственного университета,
член-корреспондент Международной академии наук
педагогического образования, член Российской риторической
ассоциации, член Союза журналистов России
Мы вступили в третье тысячелетие, в
XXI век – век культурологии, истинного диалога культур, и от нас зависит
эффективность этого диалога. «Какие мы – такое время!» – справедливо говорил Ю.
Трифонов. Успех диалога культур зависит от того, насколько он отвечает
интересам контактирующих людей и народов, их жизненному и культурно-историческому
опыту. Успех диалога культур, успех и формирование межкультурной коммуникации в
сфере образования зависит от следующих факторов: культуры общения в семье,
культуры взаимоотношений в школе, в вузе, в обществе, культуры общения с
окружающей средой. «Общение» и «общество» – слова с одним корнем, т.е.
взаимозависимость общения и общества подчеркивается одним грамматическим
показателем. От межкультурного общения зависят здоровье и культура общества и
отдельного человека. Поэтому основу современной коммуникации должны составлять
этикетный, уважительный, толерантный, здоровье-сберегающий, когнитивный
(познавательный) и эмоционально-эстетический принципы.
В основе слова «образование» находится
понятие «образ». Образ какого человека мы призваны сформировать?
Современная концепция гуманитарного
образования требует подготовки не только высококлассного специалиста, но и
духовно богатого, творческого человека, интеллигентной культурной личности.
Сегодня приоритет в образовании наконец-то отдан ЧЕЛОВЕКУ. «Человек во всем!» –
таков принцип гуманизации знаний. Сегодня на смену образа «совка», т.е.
«советского человека», образа «технократа» приходит образ человека
«человечного». Быть человечным, культурным, интеллигентным очень сложно, однако
для дальнейшей полноценной жизни – это крайне важно, ибо процветание России в
большой степени зависит от этических (нравственных), интеллектуальных и
эстетических качеств людей, живущих в стране и за ее пределами, от личной
культуры каждого человека, проявляющейся в общении: «Заговори, и я скажу, кто
ты!» (Сократ); «Каков человек – такова и его речь» (Цицерон).
Любому преподавателю надо понимать,
что человек, обладая личной культурой, является в то же время «продуктом
культуры» и субъектом «диалога культур», это целый «мир»: ученик, в
определенном смысле, может быть в чем-то компетентнее учителя (лучше знать
компьютер, больше знать, например, о слонах, марках и т.п.). Поэтому, общаясь,
мы можем и должны учиться чему-либо друг у друга, взаимообогащаться,
совершенствоваться. Следовательно, в основе межкультурной коммуникации должны
быть уважение и внимание к собеседнику, умение выслушать и понять его. Культура
общения – это общение культур.
Россия уникальна своей
многонациональной культурой. В ней живет более 170 этносов, живут и взаимодействуют
приезжающие на работу и учебу граждане Запада и Востока.
В данной статье хотелось бы обратить
внимание на следующие аспекты: а) как обучать интересно, «без насилия»; б)
культурологический аспект в преподавании русского языка, в формировании современной
языковой личности; в) особенности преподавания русского языка как иностранного
(РКИ). «Вопрос образования – самый острый и большой у человечества», –
совершенно справедливо писал Н.Г. Гарин-Михайловский в «Гимназистах».
В.Г. Короленко в «Истории моего
современника» дал целую галерею различных учителей, любимых и нелюбимых,
обаятельных и «тиранов», отмечая, что «...не могут ужиться «учителя-люди» среди
«учителей-зверей» (Короленко В.Г. История моего детства. М., 1948. С. 107).
Еще совсем недавно образная
составляющая концепта «школы» была представлена традиционной метафорой «войны»,
как нечто скучное, ужасное и мучительное. «Они громили меня как Катилину! ...
только страхом держит в узде эту армию маленьких негодяев...» (Дорошевич).
«Первая парта – фронт в тылу врага. Учитель идет в класс – идет Кутузов бить
французов» (РШФ).
Распространено представление об
учителях как о нечистой силе: «Первый урок у нас французский, ведьма глаголы
задавала...» (Гайдар); «Не пойду в школу, наша училка на Бабу Ягу похожа!» – из
речи современного второклассника, и др.
Таким образом, мы видим, что личность
учителя играет определяющую роль в учебном процессе. Учитель формирует личность
ученика всем своим существом и речевым поведением: характером, нравом, речью,
голосом, внешним обликом, улыбкой, взглядом, походкой, осанкой, жестами.
Поэтому, для того чтобы учить интересно и без «насилия» над личностью ученика,
педагогу надо владеть риторической культурой общения, в которой проявляются
сердечный такт, ум, профессионализм, обаяние (притягательная сила) и харизма
(влиятельная сила), внутренний духовный свет, находящий отклик в душах его
воспитанников, делая радостным и, значит, успешным и счастливым процесс
познания. Хотелось бы, чтобы современную составляющую концепта «школы»
составляли радость сотворчества, события, любовь к жизни.
Современный педагог призван помочь
учащемуся услышать себя, понять себя, «явить» себя. В аудитории необходимо
«живое», субъект-субъектное общение, воспитание добрых чувств-мыслей.
Риторы-ученики с помощью ритора-педагога могут осознать, что каждый из них –
личность, вместившая в себя культуру своего народа и одновременно являющаяся ее
частью: «Я в культуре» и «Культура во мне». Все это рождает чувство
собственного достоинства, чувство ответственности за все, что «Я» делаю, за
все, что совершается в мире.
В образовании востребовано культурное
речевое взаимодействие учителя и ученика, преподавателя и студента, т.е.
нормативное, отвечающее ценностным ориентациям культуры, в котором современный
педагог выполнял бы миссию посредника между культурой и учащимися. Необходимо
научить говорить, а значит, думать, мыслить и чувствовать с помощью языка,
речи. Без хорошей речи хорошей жизни не построишь. Слово – это тоже дело. Надо
научить диалогу, умению общаться в различных ситуациях общения, на разных
условиях: в быту, в семье, в официальной обстановке – на работе, на деловой
встрече, в школе, в вузе, с иностранными учащимися, друзьями, партнерами.
Потребность человека в общении, в диалоге, как глубинном включении во
взаимодействие с другими близка таким его потребностям, как потребность в
самореализации и самоутверждении.
ПРОДОЛЖИТЬ ЧТЕНИЕ http://www.jeducation.ru/1_2005/45.html
|